Официальный сайт
Муниципального Образования
Всеволожский муниципальный район
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
 Войти     Регистрация


Совет депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области уведомляет об отмене в судебном порядке части нормативно-правового акта

  
03.04.2020

Совет депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области уведомляет об отмене в судебном порядке части нормативно-правового акта

Совет депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области уведомляет об отмене в судебном порядке части нормативно-правового акта

 

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 66а-12/2020

Санкт-Петербург                                                                 22 января 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Семеновой И.А.

судей Морозковой Е.Е. и Вдовиченко С.В.

при секретаре Матвейчук О.В.

с участием прокурора Бердинских С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-227/2019 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агротрейд» (далее – ООО «Агротрейд») о признании в части недействующим решения совета депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 22 февраля 2018 года №16 «Об установлении коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио) при расчете арендной платы земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, во Всеволожском районе Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов» по апелляционной жалобе совета депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 8 октября 2019 года, которым административные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Семеновой И.А., объяснения представителя совета депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области и администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Захаровой В.А., представителя ООО «Агротрейд» Леонтьева И.О., прокурора, судебная коллегия

установила:

Совет депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области (далее – совет депутатов) является представительным органом муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области.

22 февраля 2018 года советом депутатов принято решение №16 «Об установлении коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио) при расчете арендной платы земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, во Всеволожском районе Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов» (далее – решение от 22 февраля 2018 года №16).

Названным решением в целях определения размера арендной платы за использование земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, установлен коэффициент наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио) равным согласно приложению к настоящему решению (пункт 1).

Администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области предписано руководствоваться настоящим решением при определении размера арендной платы (пункт 2).

Согласно приложению к решению от 22 февраля 2018 года № 16 для МО «Город Всеволожск» установлены коэффициенты:

п.6-й километр, п. Щеглово (торфопредприятие) – 2,290,

остальные населенные пункты – 2,323 (том 1 л.д.160-163).

Решением совета депутатов №27 от 11 апреля 2019 года приложение к оспариваемому решению признано утратившим силу, установлены коэффициенты наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио) в разрезе поселений для земель населенных пунктов согласно Приложениям 1-19 к решению.

ООО «Агротрейд», являющееся арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования «для строительства складского комплекса» на основании договора аренды, заключенного для строительства без проведения торгов, обратилось в суд с административным иском о признании решения от 22 февраля 2018 года №16 недействующим в части установления величины коэффициента для населенных пунктов МО «Город Всеволожск» в размере 2,323.

Административный истец указал на несоответствие решения в оспариваемой части основным принципам определения арендной платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», а именно принципу экономической обоснованности, принципу запрета необоснованных предпочтений и принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, и на нарушение своих прав в связи с установлением для его земельного участка, не имеющего коммуникаций кроме подъездных путей, максимального значения коэффициента - 2,323 и необходимостью платить арендную плату в завышенном размере.

Решением Ленинградского областного суда от 8 октября 2019 года административное исковое заявление удовлетворено.

Решение совета депутатов от 22 февраля 2018 года №16 признано недействующим в части установления коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио) для населенных пунктов МО «Город Всеволожск», за исключением п.6-й километр и п.Щеглово (торфопредприятие), в размере 2,323 с момента вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе совет депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области просит решение суда отменить, вынести новое решение об отказе удовлетворении административных исковых требований, ссылается на наличие вступившего в силу решения совета депутатов МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 11 апреля 2019 года №27, которым внесены изменения в оспариваемое решение от 22 февраля 2018 года №16, признано утратившим силу его приложение и установлены новые коэффициенты. Считает, что в связи с утратой силы приложения к решению совета депутатов от 22 февраля 2018 года №16 отсутствует нарушение прав и законных интересов административного истца.

Прокурор, участвовавший в деле, в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда не усматривает.

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из данного кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

На основании и во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 4 статьи 2 ЗК РФ).

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7, пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 1);

если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена – органом государственной власти субъекта Российской Федерации; органом местного самоуправления – в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (подпункты 2,3 пункта 3).

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - постановление от 16 июля 2009 года №582).

Правительство Ленинградской области является органом государственной власти Ленинградской области, осуществляющим регулирование земельных отношений, в том числе устанавливающим порядок определения размера арендной платы за земельные участки.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 28 декабря 2015 года № 520 утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов.

Пунктом 2.1. утвержденного порядка установлена формула расчета арендной платы за использование земельного участка, составной частью которой является коэффициент Кио – коэффициент наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей, устанавливаемый решением уполномоченного органа местного самоуправления муниципального района (городского округа) в диапазоне от 1 до 2,323.

Пунктом 2 статьи 18 Устава муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области предусмотрено, что полномочия Совета депутатов определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними Уставом, законами Ленинградской области и настоящим Уставом.

Судом первой инстанции в соответствии с вышеприведенными нормами права установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на дату его принятия органом местного самоуправления, в установленной форме, подписан главой муниципального образования, официально опубликован для всеобщего сведения.

Проверяя законность решения совета депутатов, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в оспариваемой части решение противоречит Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, установленным имеющим большую юридическую силу постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582.

К основным принципам определения арендной платы постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 отнесены в числе прочих принципы экономической обоснованности, предсказуемости, запрета необоснованных предпочтений, которые являются общеобязательными.

Принцип экономической обоснованности, на несоблюдение которого ссылается административный истец, предполагает установление арендной платы в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и вида его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 февраля 2017 года №424-О, государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Коэффициент наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (Кио) является одним из показателей расчета арендной платы, поэтому также должен отвечать принципу экономической обоснованности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

В соответствии с пунктом 9 статьи 213 КАС РФ бремя доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта лежит на административном ответчике.

В подтверждение возражений о соблюдении при принятии решения от 22 февраля 2018 года №16 положений постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года №582 административный ответчик представил отчет ООО «Центр оценки «Аверс» от 29 августа 2017 года №1-1-2017 о рыночном обосновании размера коэффициента наличия/отсутствия инженерных коммуникаций и типа подъездных путей (далее – отчет от 29 августа 2017 года) – том 2 л.д.35-225.

Согласно итоговому заключению отчета от 29 августа 2017 года диапазон возможного значения Кио по Ленинградской области составляет от 1,000 (при полном отсутствии подключений) до максимального 2,323. В случае, если расчетное значение Кио превышает установленное максимальное значение Кио, Кио устанавливается равным допустимому максимальному значению (2,323) – том 2 л.д.83.

Индивидуальный расчет коэффициента в отношении каждого земельного участка зависит от коэффициентов, учитывающих наличие электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения (канализации), теплоснабжения и транспортной доступности (Кэл., Кгаз, Квснаб., Квотв., Ктепл., Кдост.). Рекомендуемые коэффициенты отражены в таблице 21 Приложения 1, виды разрешенного использования земельного участка - в Приложении 2 (том 2 л.д.85,89).

Для населенных пунктов МО «Город Всеволожск», за исключением п.6-й километр и п. Щеглово, административным ответчиком проведен расчет Кио с использованием данных из Приложений 1,2 к отчету от 29 августа 2017 года путем перемножения коэффициентов электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения (канализации), теплоснабжения и транспортной доступности (Кэл. х Кгаз. х Квснаб. х Квотв. х Ктепл. х Кдост.): 2,29 х 1,3 х 1,2 х 1,025 х 1,025 х 1 = 3,753 и установлен итоговый коэффициент в максимально допустимом значении 2,323, что подтверждается таблицей к пояснительной записке к проекту решения совета депутатов от 22 февраля 2018 года №16 (том 3 л.д.78).

Дав оценку отчету от 29 августа 2017 года как доказательству по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отчет не подтверждает экономического обоснования коэффициента 2,323 для населенных пунктов МО «Город Всеволожск», кроме п.6-й километр и п. Щеглово, и наличие обстоятельств, позволяющих применить этот коэффициент в отношении всех земельных участков, расположенных на территории указанных населенных пунктов. Административный ответчик при принятии решения в оспариваемой части допустил нарушение принципа экономической обоснованности, использовав максимально возможные коэффициенты для земельных участков, распложенных на территории г. Всеволожска, без их дифференциации по видам разрешенного использования земельного участка.

Так, при расчете по формуле и с применением коэффициентов инженерной обеспеченности, приведенных в отчете от 29 августа 2017 года (Приложение №1), советом депутатов МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области принят максимальный коэффициент к стоимости, учитывающий наличие электроснабжения, - 2,290, который предусмотрен для земельного участка специального использования (кладбища, объекты обороны и безопасности) – том 2 л.д.65,72, и максимальный коэффициент, учитывающий наличие водоснабжения, - 1,2, который предусмотрен для земельных участков с видом использования «коммерческая недвижимость, торговые административные здания, общественное питание и т.п.» и «многоквартирные дома средне- и малоэтажной застройки» - том 2 л.д.65,72,76,78, 81,86.

При этом согласно отчету №1-1-2017 от 29 августа 2017 года для земельных участков, расположенных в населенных пунктах Всеволожского района Ленинградской области, с видом использования - «промышленное использование, производственное, производственно-складское и складское использование» коэффициент наличия электроснабжения составляет 1,186 (Кэл.Пром.); коэффициент наличия водоснабжения для земельных участков с иными видами разрешенного использования (кроме «коммерческая недвижимость, торговые административные здания, общественное питание и т.п.» и «многоквартирные дома средне- и малоэтажной застройки») – 1,1 (Квснаб. Иное).

Других кроме отчета доказательств, подтверждающих экономическую обоснованность принятого решения, административный ответчик не представил.

В апелляционной жалобе совет депутатов МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области не оспаривает установленных судом обстоятельств, но указывает на утрату силы приложения к решению совета депутатов от 22 февраля 2018 года №16 с момента вступления в силу решения совета депутатов от 11 апреля 2019 года № 27 и на отсутствие нарушения прав ООО «Агротрейд».

Эти доводы были высказаны в суде первой инстанции и правильно им отклонены ввиду отсутствия оснований для прекращения производства по делу, с указанием на то, что изменяющее решение совета депутатов от 11 апреля 2019 года № 27 распространяется на ранее заключенные договоры аренды земельных участков только с 1 января 2020 года.

Согласно пункту 5 решения совета депутатов от 11 апреля 2019 года «О внесении изменений в решение совета депутатов МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 22 февраля 2018 года №16 решение вступает в силу с даты официального опубликования и распространяется на правоотношения:

5.1. По вновь заключаемым договорам с даты официального опубликования,

5.2.По ранее заключенным договорам с 1 января 2020 года.

Из приведенной нормы следует, что по договорам аренды земельных участков, заключенным до даты официального опубликования решения от 11 апреля 2019 года №27, новые коэффициенты применяются с 1 января 2020 года, соответственно, на момент рассмотрения административного дела оспариваемые положения подлежали применению в правоотношениях с участием административного истца.

По общему правилу, установленному Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, нормативный правовой акт может быть оспорен заинтересованным лицом только в случае, если на момент обращения в суд он нарушает или может нарушить либо иным образом затронуть права, свободы и законные интересы заявителя (пункт 3 части 1 статьи 128, статья 208, пункты 4 и 5 части 2 статьи 209 названного кодекса).

Вместе с тем, из разъяснений пунктов 19,25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует, что судья не вправе отказать в принятии административного искового заявления в случаях, когда нормативные правовые акты, срок действия которых истек, продолжают применяться к определенным видам правоотношений, а суд не вправе прекратить производство по административному делу, если в период действия такого нормативного правового акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ).

Таким образом, возможность оспорить утративший силу нормативный правовой акт (его редакцию) сохраняется до тех пор, пока он несмотря на отмену (истечение срока действия) непосредственно затрагивает права и законные интересы заинтересованного лица и продолжает применяться.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 177,309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинградского областного суда от 8 октября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу совета депутатов муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области без удовлетворения.


Возврат к списку

Официальный сайт муниципального образования
Всеволожский муниципальный район